Литвинова Людмила Николаевна
«Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы». Программное содержание: - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. - Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. - В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение. - Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны. - Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади,'продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки. - Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память. - Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность. Методические приемы: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения. Словарная работа: А) обогащение: мягкая игрушка, плюшевая; Б) активизация - слова - определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия: скликала, грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д. Материал: сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами». Предварительная работа: рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры. Ход занятия.Дети сидят полукругом напротив воспитателя. В.: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем Сорока, сорока Сорока-белобока, Кашу варила, На порог скакала, Гостей скликала. В.: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим). В.: Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас). Достаю сундучок из-за стола. В.: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались?». В.: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте. Загадываю загадки: Зверь забавный, Сшит из плюша Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка). Ростом мал, да удал, От меня он ускакал. Хоть надут он всегда – С ним не скучно никогда. (Мяч). Не летит, не жужжит жук А по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Машина). Глазки голубые, Кудри золотые, Губки розовые. (Кукла). Разные колечки На палочке стоят. На елочку похожи, Ребяток веселят. (Пирамида). В.: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка). В.: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки). В.: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке? (Да). В.: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме). В.: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие). В.: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные). В.: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие). В.: У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса. В.: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые). Из железа? (Железные). Из дерева? (Деревянные). Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые. В.: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать). В.: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть. В.: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке. Рассказ воспитателя. В.: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть. Провожу физминутку. В.: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы). В.: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо. В.: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка). В.: Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка). В.: Кто находится между мишкой и куклой? Мяч). В.: Кто сидит слева от мячика? (Кукла). В.: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами). В.: Что находится сзади куклы? (Машина). В.: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка). В.: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место). В.: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки. С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами.». В.: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места. На этом наше занятие закончилось. 9 марта 2019 в 17:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.